Что такое морозостойкая смазка и как ее выбрать?

Что такое морозостойкая смазка? Каковы особенности смазок этой группы? Какие смазки наиболее популярны и какую выбрать? Эти и другие вопросы рассмотрены в данной статье.

Диапазон рабочих температур является одной из важнейших характеристик смазочного материала. Так, для большинства узлов оборудования, работающих в нормальных условиях, идеально подходят обычные минеральные литиевые пластичные смазки, обладающие высокой водостойкостью. Они недорогие и отлично работают при температурах от -30 до +120 °С.

Но для России, где часть территорий находится в северных широтах, такие смазки уже не подойдут. Оборудование и транспортная техника в зимнее время года здесь эксплуатируется при температурах от -40 °С и ниже. Также подобные температуры характерны для промышленных холодильных установок, морозильных камер, камер шоковой заморозки и т.д., которые работают в подобных условиях.

Основные проблемы с использованием смазочных материалов при отрицательных температурах связаны с тем, что базовое масло меняет свою вязкость в зависимости от температуры. В мороз масло загустевает и смазка перестает выполнять свои функции. Если использовать смазочный материал с меньшей вязкостью базового масла, то оно уже при невысоких температурах вытечет из узла трения.

Для обеспечения бесперебойной и безаварийной работы оборудования при отрицательных температурах следует применять специальные морозостойкие смазки.

 

Что такое морозостойкая смазка?

Диапазон рабочих температур пластичных смазок определяется вязкостью базового масла и, как правило, не зависит от типа загустителя.

Морозостойкие смазки производят на основе специальных минеральных масел или синтетических компонентов. Соединения на основе полиальфаолефинов (ПАО), диэфиров, силиконов и других синтетических компонентов практически не меняют свою вязкость при изменении температуры. Поэтому они хорошо удерживаются  загустителем и свободно поступают в зону трения при низких температурах.

Такие смазки выделяют в отдельную группу смазочных материалов – морозостойкие смазки.

 

Морозостойкие смазки EFELE SG-311 и EFELE SG-321 – оптимальный выбор для работы при низких температурах!

Морозостойкие смазки EFELEСинтетическая морозостойкая смазка EFELE SG-311 разработана специально для работы при отрицательных температурах до -60 °С и/или высоких скоростях. Также смазка совместима с большинством пластмасс и эластомеров.

Морозостойкая смазка EFELE SG-311 не уступает по свойствам аналогам самых известных мировых брендов, а в чем-то даже их превосходит. По соотношению цена-качество она является наиболее оптимальным выбором.

Главным отличием EFELE SG-311 от большинства прочих морозостойких смазок является способность работать при низких температурах, высоких скоростях и в точных приборах.

Многоцелевая пластичная морозостойкая смазка EFELE SG-321 разработана из синтетического масла и сульфоната кальция. Основной характеристикой смазки является ее способность выдерживать низкие температуры до -55 °С, не изменяя своих изначальных свойств.

Дополнительно EFELE SG-321 характеризуется очень высокой несущей способностью, выдерживает нагрузки, с которыми не справляются другие смазки. Пластичная смазка надежно защищает от коррозии, снижает трение и износ узла, повышая срок его службы.

 

Где применяется морозостойкая смазка?

Такие материалы широко используются в суровых производственных или климатических условиях, где преобладают низкие температуры. Морозостойкие смазки, по сравнению с традиционными, обладают улучшенными характеристиками и работают при температурах до -50 °С.

Следует отметить, что нижняя граница рабочих температур в каждом конкретном случае определяется не только характеристиками смазки. Мощность механизмов и тип узла также оказывают значительное влияние на минимальную температуру применения смазки.

Например, морозостойкая смазка, которая хорошо работает в элементах шасси строительной техники, может оказаться совершенно непригодной для смазывания высокоскоростных маломощных устройств. А иногда обычная смазка, не являющаяся морозостойкой, оказывается достаточно эффективной при температурах до -50 °С при работе в мощных механизмах.

Морозостойкая смазка используется для смазывания различных узлов:

  • подшипников качения вентиляторов,
  • приводов и редукторов управления,
  • узлов трения автомобилей – зубчатых зацеплений стартера, замков, приводов стеклоподъемников, подшипников генераторов, тросов управления,
  • подшипников шпинделей,
  • направляющих дерево- и металлообрабатывающих станков
  • других узлов трения, работающих  в условиях низких температур до -50 °С и/или высоких скоростей.

 

Зарубежные и российские морозостойкие смазки

Ассортимент пластичных смазок, в том числе и морозостойких, поистине огромен. Производители применяют передовые технологии и самое современное оборудование для повышения качества выпускаемых материалов.

До недавнего времени лидером в области производства таких смазок считались Соединенные Штаты Америки. Первая смазка, предназначенная для применения на Аляске и в Арктике, была создана именно в США по заказу одного из департаментов по смазочным материалам.

В России первые морозостойкие смазки начали разрабатываться в советское время в специальных научно-исследовательских институтах. Сегодня крупные производственные компании и НИИ продолжают разработки и совершенствование этого класса материалов.

Морозостойкие смазки отечественно производства учитывают особенности климатические особенности России и многие из них достойно конкурируют с иными материалами.

 

Какую морозостойкую смазку выбрать?

В механизмах малой мощности и при низких температурах следует применять специальные многоцелевые или антифрикционные смазки. В России выпускается большое количество морозостойких смазок, из которых наиболее востребованные следующие:

  • EFELE SG-311 и EFELE SG-321 – синтетические морозостойкие смазки, сочетающие в себе водостойкость, высокие антикоррозионные свойства, длительный срок службы, совместимость с пластмассами и эластомерами.
  • Зимол – работает в диапазоне температур -50...+130 °С. Применяется для транспортных средств и инженерной техники.
  • ЦИАТИМ-201 – морозостойкая смазка, выпускавшаяся для промышленного применения в СССР.
  • ЦИАТИМ-203 – превосходит предыдущую смазку.
  • Лита – водостойкая, с хорошими консервационными свойствами. Небольшой диапазон рабочих температур (-50…+100 °С).
  • ГОИ-54п – сохраняет свойства в течение 10 лет. Имеет хорошие антикоррозионные свойтсва, но верхняя граница рабочих температур составляет всего +50 °С.

 

Вышеперечисленные смазки прекрасно работают при низких температурах и обладают рядом дополнительных свойств. При выборе подходящей морозостойкой смазки необходимо руководствоваться теми качествами, которые требуются для конкретных условий эксплуатации и сделают ее применение экономически выгодным.