Система SCR: необязательная опция или необходимость?

Принимая решение об отключение системы SCR, подумайте о целесообразности этого шага.

Современный рынок услуг наполнен предложениями об отключении систем нейтрализации выхлопных газов, которыми оборудованы многие грузовые автомобили и тяжелая дорожная техника. Решение принимают автовладельцы, однако вопрос рациональности отключения SCR до сих пор остается открытым.

Основной спорный момент касается эксплуатации автомобилей с системой SCR в условиях российских зим. Рабочая температура специального нейтрализующего реагента AdBlue находится в диапазоне от -11 до +30 °С. При температуре ниже -11 °С раствор мочевины кристаллизуется, поэтому возникают опасения разрыва бака из-за расширения жидкости.

Однако специалисты разъясняют, что жидкость AdBlue не расширяется, как вода, поэтому в случае замерзания она не может нанести урон системе SCR. Кроме того, все системы нейтрализации оснащены подогревом. Единственный минус зимней эксплуатации автомобилей с AdBlue – увеличенное время прогрева и связанный с этим повышенный расхода топлива.

Владельцы автотехники с SCR нередко сталкиваются с проблемой ограничения мощности двигателя в отсутствие жидкости AdBlue. Ограничение крутящего момента предусмотрено заводом-производителем автомобилей с SCR и связано c превышением концентрации вредных веществ в выхлопных газах. Избежать снижения мощности двигателя на 40 % позволяет запас оригинальной жидкости AdBlue на случай ее долива.

Очень часто водители принимают решение об отключении SCR из-за невозможности купить качественный раствор мочевины или по причине отсутствия в России специализированных заправочных пунктов AdBlue. В европейских странах, предъявляющих высокие требования к экологичности транспорта, бензиновые и дизельные заправки оборудованы специальными колонками с реагентом, в России же оригинальный раствор мочевины можно купить только у производителей или официальных дистрибьюторов, что представляет определенные сложности.

Вышеперечисленные факты подталкивают автовладельцев к решению об отключении такой, казалось бы, «проблемной» и затратной опции как SCR. Однако перед принятием такого решения стоит задуматься, насколько это целесообразно и безопасно для автомобиля.

Технология селективной каталитической нейтрализации достаточно сложна и продумана автопроизводителями. В связи с этим корректное отключение SCR не всегда возможно. Серьезные ошибки, допущенные при отключении, могут не только снизить мощность автомобиля, но и привести к его выходу из строя.

После вмешательства в систему в течение некоторого времени не рекомендуется осуществлять дальние поездки. Двух-, трехнедельное ограничение передвижения и нахождение в зоне доступности от автосервиса вызывает неудобства для автовладельцев.

Немаловажным фактором, говорящим не в пользу отключения  AdBlue, являются ограничения на въезд грузовых автомобилей на территорию Европы. Если дорожная инспекция за рубежом выявляет  несоответствие транспортного средства требованиям экологических стандартов Евро-4 и Евро-5, его хозяин может быть оштрафован, а сам автомобиль депортирован.

В заключение отметим, что отключение AdBlue  – достаточно дорогостоящая процедура, а  ремонт или замена вышедших из строя систем автотранспорта может повлечь еще большие расходы автовладельца.

На основании вышеперечисленных факторов приходим к выводу: своевременный долив оригинального раствора мочевины и увеличенное время прогрева автомобиля позволяют сэкономить больше, чем отключение каталитического нейтрализатора.